Для особого случая

26 декабря 2023

С 28 декабря 2023 года в Красноярском краевом краеведческом музее начнет работу выставка «Для особого случая», представляющая редкие и уникальные образцы фарфора и фаянса, которые воскресят в памяти посетителей ностальгию по праздникам в кругу семьи.

История этого экспоната полна загадок. Он появился в фондах Красноярского краевого краеведческого музея в конце 1991 года. На тарелке изображена картина швейцарской художницы Анжелики Кауфман «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером». Любители старинных предметов и люди старшего поколения воскликнут: «Да ведь это же «Мадонна!». Именно так называли в СССР сервиз, который по праву считался символом роскоши и достатка. У многих он до сих пор вызывает трепетные воспоминания из детства и ассоциируется с семейными праздниками, когда фарфоровые тарелки доставали из серванта для особого случая.

В СССР эти сервизы стали появляться после окончания Второй мировой войны. По одной из версий, в нашу страну они попали благодаря советским солдатам, привозившим их в качестве трофеев. Посуда быстро завоевала народную любовь. Но настоящая «охота на Мадонну» началась в 1970-е годы. На полках советских магазинов этот сервиз был редким гостем. Завозили его главным образом из ГДР, где в то время дислоцировались наши военные части. Отправляясь в отпуск, офицеры нередко возвращались домой с коробками модного сервиза.

Почему в нашей стране этот сервиз стали называть «Мадонна», никто не знает. Так его называли исключительно в Советском Союзе. У оригинальных сервизов были собственные «заводские» имена: «Ульрика», «Фредерика» и «Мария».

Несколько предметов из «Мадонны» хранятся и в Красноярском краевом краеведческом музее. Но вот загадка – на них нанесены разные клейма. Выяснилось, что невероятная популярность сервиза стала причиной появления многочисленных подделок. Оригинальную посуду можно было отличить по фирменному клейму. На некоторых (но не всех) тарелках из фондов КККМ стоят именно они. Очевидно, что мастерам кустарного производства было несложно нанести на фарфор поддельное клеймо. При этом использовались штампы различных фабрик, существовавших в разное время.

Некоторые обладатели единичных предметов из сервиза «Мадонна» утверждают, что их фарфор датирован концом XIX или началом XX века, но специалисты говорят, что этого не может быть. Они настаивают – сервизы начали производить в Германии на фабрике Оскара Шлегельмильха уже после Второй мировой войны. Фирменное клеймо всегда ставили на обратной стороне тарелки.

Однако, если на посуде из сервиза «Мадонна» стоит клеймо, не принадлежавшее фабрике Оскара Шлегельмильха (такие фондах КККМ тоже хранятся), то это совсем не значит, что перед нами подделка. Дело в том, что в 1953 году фабрику национализировали, а к 1972 году и вовсе закрыли. Через некоторое время новые производства были запущены в Польше, Чехословакии и в самом ГДР – родине «Мадонны».

Одним из продолжателей дела Шлегельмильха стала фабрика фарфора Beyer&Bock. Клеймо именно этого предприятия нанесено на одну из тарелок из новой выставки Красноярского краевого краеведческого музея «Для особого случая».

Выставка работает чуть больше месяца – с 28 декабря 2023 по февраль 2024 года. Посетить ее можно по входному билету в музей: 200/250 рублей. Доступна оплата по Пушкинской карте.

Не упустите возможность погрузиться в мир красоты и изящества фарфоровых изделий!

Фото: Тамара Шульцева/Красноярский краевой краеведческий музей