Памяти Героя. Военно-исторические чтения
Заканчивается год Великого Юбилея, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Для музея он был насыщенным в плане военно-патриотических мероприятий: выставки «Война языком плаката», «Окопная правда Виктора Астафьева», «Лики Победы. Красноярцы – Герои Советского Союза», музейные уроки, акции, участие музея в городских и краевых проектах, в издании ряда книг по проблемам войны. Завершили череду праздничных мероприятий Военно-исторические чтения. Посвящались они памяти легендарного земляка - Героя Советского Союза Д.Д. Мартынова. 14 декабря, в день проведения чтений, ему исполнилось бы 100 лет.
Регистрация участников и слушателей чтений (с целью погружения их в атмосферу военного времени) состоялась при помощи членов Военно-исторического клуба «Красноярский гарнизон» (руководитель Д.К. Шумов) в виде исторической реконструкции «Призывной пункт 1941 года» с вручением «призывникам» «красноармейских книжек».
Приветствуя участников чтений, Любовь Леонидовна Карнаухова, заместитель директора по науке КККМ, сказала, что участвуя в исследовании проблем Великой Отечественной войны, они формируют личное отношение к ним, учатся противостоять фальсификации правды о войне, способствуют сбережению памяти о войне и ее участниках.
Приветствуя участников чтений, Любовь Леонидовна Карнаухова, заместитель директора по науке КККМ, сказала, что впервые организовывая такого рода мероприятие, музей подчеркивает большое значение его в привлечении учащихся к изучению военно-исторического наследия страны и края, в приобретении, развитии, совершенствовании исследовательских и коммуникативных навыков, в уважительном отношении к своей истории и сбережении памяти о ней. Высказала надежду, что Чтения станут традиционной формой работы музея в патриотическом воспитании молодого поколения.
В презентации «Мы помним тебя, Герой!» о Д.Д. Мартынове (автор Г.А. Чиханчина) представила жизнь во всех смыслах Большого Человека (могучего телом, крепкого духом, сильного волей, великого душой, богатого внутренним миром, благородного делами и помыслами). Жизнь полная страданий, потерь, ратных подвигов и успехов в созидательном труде. Строй Героев красноярской земли полковник запаса Д.Д. Мартыно покинул последним в 92 года.
Память Героя и всех не вернувшихся домой воинов участники мероприятия почтили минутой молчания.
В чтениях приняли участие учащиеся красноярских школ №№ 19, 64, 137,152, гимназии № 8, студенты Юридического института ФГБОУ ВПО КрасГАУ. Тематика работ, представленных на чтениях, была достаточно разнообразна и интересна. Некоторые работы уже озвучивались авторами на краевых и Всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях и были отмечены наградами. Важным является то, что многие юные исследователи в своей работе над докладами обращались к материалам, хранящимся в фондах КККМ.
Следует высказать слова благодарности педагогам, научным руководителям докладчиков: С.С. Аксельрод, И.В. Купряковой, А.А. Мазницину, С.Н. Филимоновой, С.Т. Гайдину, доктору исторических наук, профессору.
Трогательными были доклады о прадедах – участниках войны («Живая память о Герое Н.Я. Тотмине», «Мой прадед Григорий Завзин – защитник Отечества», «Мой цветущий сад. Дневник советского военнопленного», «Я найду тебя, прадед!»). Авторы их - Воробьева Татьяна (школа № 19), Киселев Артем (гимназия № 8), Мартиросян Кристина (школа № 64), Бумаго Полина (школа № 152) - не только хорошо поработали с источниками (личными документами и воспоминаниями родных), но и попытались проникнуть в переживания героев своих докладов.
Большую поисковую работу на местах боев красноярских воинских соединений проводят ребята 152 школы. В Старорусском районе ??, в 60 километрах от районного центра, их очень впечатлил необычный памятник – стилизованная ураса (старинное жилище якутов) из камня. Но еще больше их впечатлило событие, которому посвящен этот памятник. В феврале 1943 г. на льду озера Ильмень в неравном бою погибла почти вся 19-я лыжная бригада, сформированная в основном из якутов. О подвиге якутских стрелков и о том, как шел сбор материалов, рассказала Григорова Мария (доклад «Каменный чум»).
Глубиной, научностью, стремлением работать с первоисточниками выделялись работы учениц 64 школы. Павлова Мария, опираясь на документы, в первую очередь, на дневниковые записи, из фондов КККМ, рассказала о драматичной судьбе красноярского художника М.Е. Бахирева (доклад «Бахирев – солдат Великой войны»). До войны он, как сын репрессированного, был подвергнут гонениям, недоверию. В начале войны, находясь на фронте, он попал в плен и две недели находился в лагере военнопленных. После побега он до 1943 года находился на оккупированной территории. А затем был снова фронт. Войну закончил в Польше. После войны еще долго повторялись проверки. Талантливый и непризнанный художник, больной и одинокий человек, солдат-инвалид, награжденный в 1956 г. медалью «За отвагу». Спирина Алена для написания доклада «Война глазами рядового солдата» использовала воспоминания красноярских ветеранов-железнодорожников, а также документы из фондов Музея Красноярской железной дороги. Площенко Кристина в своей работе «Сибирский след Нормандии-Неман» отдала дань памяти красноярцам Николаю Зорихину и Павлу Бакуму, воевавшим вместе с французскими летчиками в легендарном авиаполку «Нормандия-Неман». Ценность этой работы в том, что затронутая тема в краеведческой литературе мало представлена.
Большой интерес у слушателей вызвал доклад Мазнициной Ксении, ученицы 137 школы «Результаты поисковых работ как источник изучения фронтового быта». Интересен он был тем, что сопровождался показом предметов, рассказывающих о жизни людей на войне, а также новизной темы.
Проблемы жизни тыла нашли место в докладах студентов КрасГАУ. В качестве источниковедческой базы они использовали материалы газеты «Красноярский рабочий» за 1941-1945 гг. Пищур Екатерина и Рау Алина, авторы доклада «Культурная жизнь Красноярского края в годы Великой Отечественной войны», к своему удивлению узнали и рассказали слушателям, что в годы войны у людей, самоотверженно работавших ради Победы, находилось время для отдыха и развлечений, что в военном Красноярске продолжалась разнообразная, насыщенная жизнь. Более того, в своей работе авторы пришли к выводу, что война дала толчок для ее развития, так как в тяжелое время духовная подпитка для людей особенно необходима. В докладе «Дети Красноярского края в годы Великой Отечественной войны» Станкевич Анастасия сказала, что основной задачей детей в годы войны оставалась учеба в школе, рассказала о помощи, оказываемой детьми фронту, чем они занимались в свободное от учебы и работы время, в какие игры играли, как питались, что делалось для того, чтобы улучшить их положение в то трудное время.
Также тема военного детства прозвучала в докладе «Подранки» Либрехт Марии, ученицы 152 школы. В основу своего доклада она положила рассказы ветеранов Советского района, чье детство выпало на годы войны.
Слушателями чтений были учащиеся школы № 32 и студенты Красноярского финансово-экономического колледжа.
Изучая источники по проблемам войны в архивах, музеях, библиотеках, беседуя с участниками и свидетелями событий военного времени, участвуя в поисках, подъеме и захоронении останков погибших солдат, юные исследователи и поисковики получают возможность формировать свое личное представление об этой Великой Войне и о Поколении Победителей, помогают дописывать летопись Войны, летопись Победы.
- Регистрация участников военно-исторических чтений;
- Тимир Арыштаев (финансово-экономический колледж);
- Презентация доклада Фронтовой быт.