Проект «Живая память». Фаюмский мальчик

26 июля 2016

Колесник Эдуард Григорьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории СФУ родился в 1947 г., окончил Харьковский государственный университет. В студенческие годы принимал активное участие в археологических экспедициях. Одному из этих эпизодов посвящен публикуемый отрывок из мемуаров автора, которые он, вместе с другими материалами, передал в музей.

Кто из нас не мечтал в свое время найти клад? А еще лучше – сокровище! Думается, что археология сродни кладоискательству, ведь именно так она и начиналась. Поэтому трудно найти среди студентов-историков, да и не только историков, людей, не хотевших хоть разок отправиться в археологическую экспедицию на поиски древних сокровищ. Об одной из таких экспедиций и пойдет речь в этом во многом поучительном рассказе. Имена в нем из деликатных соображений заменены прозвищами, но за реальность событий автор, как непосредственный их участник, ручается.

Давно это было… Наверное, так положено начинать повествование о делах «минувших дней». Тут бы перейти на былинный речитатив или, что еще круче, на греческий гекзаметр, но боюсь, что рассказчика хватило бы ненадолго, да и содержание самой истории явно не соответствовало бы форме.

Дело было в конце августа некоего далекого года на берегах Понта Эвксинского. Экспедиция известного и весьма уважаемого в стране университета завершала свою работу. Для героев нашего рассказа она была уже третьей, что вполне законно позволяло им считать себя ветеранами отечественной археологии.

Как-то вечером несколько таких ветеранов коротали время у костра, обсуждая итоги экспедиции под приятный звон кружек, периодически наполняемых весьма популярным у студентов «Алиготе» по 72 копейки за пол-литра. По единодушному убеждению экспедиция прошла так себе: никаких сенсационных находок, никаких запоминающихся событий. Немного посмеялись над тем, как один экскурсант, приехавший, по всей видимости, из деревни, посмотреть на античный город, принял нас за пятнадцатисуточников и дал украдкой три рубля на пиво. В один из выходных дней был объявлен «трудовой субботник», во время которого мы перетаскивали тяжелые камни с места на место. Очевидно, наш живописный внешний вид: одежда за два месяца уже изрядно поизносилась, картинные страдания и особенно лексика - и послужили основанием для этой ошибки.

После того как стеклотара опустела, наступила гнетущая тишина. Нарушил ее Художник. Наш друг действительно был профессиональным художником и вместе с тем страстным археологом-любителем. Именно за эти качества его постоянно брали в экспедиции, и польза от этого была двойная – прекрасные рисунки находок плюс рабочая сила. К тому же он был неисправимым романтиком и даже где-то поэтом, хорошо разбирался в античном искусстве и часто рассказывал интересные истории из этой области. На этот раз он поведал нам о знаменитых фаюмских портретах второго века нашей эры, получивших свое название по месту находки в Фаюмском оазисе в Египте. Написанные неизвестным художником (или художниками) на дереве восковыми красками эти бесценные произведения античного искусства будоражат умы археологов и заставляют мечтать их о новых находках. После того как Художник произнес: «С этих портретов сама античность пристально взирает на нас из глубины веков!», все заметно оживились. Наверное, в тот момент каждого из нас посетила одна и та же мысль, которую озвучил самый смелый: «А что, Художник, тебе не слабо?». В ответ прозвучало: «Легко!»

Теперь самое время сделать одно очень важное отступление. Руководитель нашей экспедиции (далее – Шеф) был человеком, заслуживающим самого глубокого уважения: знаток античной археологии, интересный преподаватель, рафинированный интеллигент. Его подчеркнутая вежливость в общении со студентами нас постоянно смущала. Даже в минуты сильного раздражения (мы, как я только теперь понимаю, постоянно давали ему повод для этого), он был терпелив и корректен. Когда, например, один студент из-за явной небрежности уронил в раскоп с трехметровой высоты практически целую амфору (можете представить, что от нее осталось), он лишь тихо заметил: «Что же вы, молодой человек, так неосторожны?». Короче говоря, это был явно не тот человек, с которым можно было пошутить. Но никто в тот вечер не принял это во внимание.

«Молодые люди», правильнее – здоровенные оболтусы - закусили удила, и работа закипела. Быстро нашлась подходящая старая доска, кто-то услужливо притащил Художнику краски, и минут через двадцать портрет «Фаюмского мальчика» был готов. Все участники операции единогласно заявили, что его древние аналоги не идут с ним ни в какое сравнение, а сам мастер скромно признался, что это одно из лучших его произведений. Теперь следовало подождать, когда высохнет краска, но времени на это уже не было – завтрашний день работы на раскопках был последним. Все успокаивали себя мыслью, что до утра все будет в порядке.

Под покровом ночи мы пробрались на раскоп, в котором работали наши девчонки, и на небольшой глубине аккуратно зарыли драгоценный портрет.

Утром мы как ни в чем ни бывало усердно трудились в своем раскопе, изредка поглядывая на своих соседей. Но время шло, и наше ожидание становилось все более и более тревожным: неужели четверым человекам надо рыться более двух часов, чтобы на площади в 12 квадратных метров под слоем песка в 5 сантиметров совершить сенсационную находку? Но терпение, как известно, всегда вознаграждается, и вскоре весь раскоп огласился восторженными криками: «Нашли, нашли!». Ну а мы лишь подмигнули друг другу. Подбежавший на крики Шеф, увидев проступающую сквозь тонкий слой песка краску, тоже возбудился. Он отогнал всех в сторону, вооружился кисточкой и детской спринцовочкой и стал осторожно сдувать с находки оставшийся песок. При этом он бормотал себе под нос что-то невнятное и с трудом пытался скрыть торжествующую улыбку. Тем временем зрители с разными, разумеется, чувствами ожидали развязки. Ждать пришлось недолго. Вскоре шеф закончил работу и взял картину в руки. Через мгновение он швырнул ее на землю и, потрясая испачканными краской пальцами, выдал такой монолог, который наглядно показал, что нам еще надо учиться и учиться. Изрядно попинав при этом нашего «Фаюмского мальчика», он вылез из раскопа и, ни на кого не глядя, быстро ушел. Девчонки были в шоке, да и нам после всего увиденного и особенно услышанного было уже не до смеха.

Затем были явка с повинной и холодное явно неискреннее прощение, не сулившее нам в будущем ничего хорошего. Как мы и предполагали, в следующую экспедицию никто из нас уже приглашен не был, впрочем, за одним исключением. Угадайте с трех раз, кого Шеф вновь взял на раскопки? Правильно – Художника! Обсудив в своем кругу это событие, мы сошлись во мнении: все, что ни делается – к лучшему. Так и произошло наше расставание с археологией. Самое главное, что ни наука, ни археологическая практика от этого не пострадали. Мы, впрочем, тоже. Но скажу вам по секрету: найти клад, а тем более сокровище, мне хочется до сих пор.

  1. Мемуары Колесника Эдуарда Григорьевича.
  2. Портрет мальчика по имени Евтихий. Из собрания Музея Метрополитен.
  3. Портрет юноши. II век н. э. Из собрания ГМИИ им. Пушкина в Москве.
  4. Портрет знатной женщины из Королевского музея Шотландии.

Новоселов Михаил Юрьевич,
младший научный сотрудник