Судьба летчика

Эта история началась в январе 1986 года, когда в газете «По Ленинскому пути» было опубликовано сообщение с просьбой рассказать что-либо о летчике Великой Отечественной войны Винокурове Иване Леонтьевиче. Примерно об этом же говорилось в письме к Красноярскому краеведческому музею, также датированному 1986 годом. Насколько сейчас известно, ввиду многих причин, тогда подробно рассмотреть боевой путь сержанта Винокурова не удалось, поэтому постараемся это сделать сегодня.

Иван Леонтьевич Винокуров родился 28 октября 1920 г. в ныне не существующей деревне Силкино Идринского района Красноярского края, хотя в другом источнике – донесении о безвозвратных потерях –указана деревня Станина. К 1936 г. он получил образование в семь классов и вслед за этим – профессию счетовода. С началом Великой Отечественной войны был призван на фронт Барнаульским РВК. Зачислен в Молотовскую авиашколу пилотов, которую окончил в звании сержанта 1 июля 1942 г. По окончанию авиашколы сержант Винокуров проходил службу в 667-м ШАП (штурмовом авиаполку) 292-й ШАД (штурмовой авиадивизии) 1-го ШАК (штурмового авиакорпуса) 3-й Воздушной Армии. Весь корпус был вооружен знаменитыми самолетами – штурмовиками Ил-2. Интересно отметить, что полк, в котором предстояло нести службу Ивану Леонтьевичу, не так давно прошел переформирование из состава ночного бомбардировочного полка (667-й НБАП), ранее воевавшего на Волховском фронте. Теперь его летчики вели боевую работу на Калининском фронте, в период с 30 июля по 20 декабря 1942 г. поддерживая наземные войска Красной Армии в Первой и Второй Ржевско-Сычевских операциях. Летчики полка совершали боевые вылеты на бомбо-штурмовые удары по бронетехнике и живой силе противника, а также разведку переднего края и ближних тылов. Немцы оказывали ожесточенное противодействие атакам «Илов» как средствами зенитной артиллерии, так и истребителями известной эскадры JG-51 «Мельдерс».

И.Л. Винокуров

Например, из оперативной сводки 1-го ШАК от 8 декабря известно, что «в результате боевых действий повреждено и уничтожено: 241 автомашина, 2 автомашины с боеприпасами, 5 автоцистерн, 2 легковые автомашины, подбито 12 танков, 1 танк сожжен, подавлена 1 батарея ЗА (зенитной артиллерии), 1 батарея МЗА (мелкокалиберной зенитной артиллерии), 8 полевых орудий».1 Правда, от противодействия немецких истребителей и зениток корпус лишился восьми штурмовиков Ил-2. Еще два таких самолета было подбито.2 Причем немецким летчикам удалось сбить как минимум пять или шесть советских машин. Документы корпуса в этот день отмечают неудовлетворительную работу советских истребителей 1-го и 2-го ИАК, которые должны были оберегать штурмовиков от атак асов люфтваффе. Увы, в этот день советские летчики-истребители со своей задачей не справились. Отметим еще один факт: истребители сопровождения не понесли потерь, так как пилоты люфтваффе старались атаковать именно штурмовиков.

В таких условиях ожесточенного противодействия противника приходилось выполнять задания и сержанту Винокурову. Во второй декаде декабря 667-й ШАП, в котором продолжал нести службу Иван Леонтьевич, базировался в районе города Андриаполь, имея в своем составе 18 исправных и 3 неисправных Ил-2, а также 18 боеготовых экипажей.3 Бои продолжились 17 декабря. Это был очень непростой день для 1-го штурмового авиакорпуса. Согласно отчетам экипажей, неприятелю удалось нанести серьезный ущерб: уничтожить 40 автомашин, подбить 8 танков и шесть орудий полевой артиллерии. Уничтожен склад с боеприпасами, разрушено три ДЗОТа. Разумеется, данные цифры лишь приблизительны, поэтому к ним нужно подходить с долей критики. За эти успехи пришлось заплатить большую цену: корпус лишился безвозвратно семи штурмовиков, а еще один был подбит и совершил вынужденную посадку. Как минимум, четыре Ил-2 были сбиты пилотами I, III-й и IV-й групп 51-й истребительной эскадры немцев.4 К сожалению, в прицел немецкого аса попал и Ил-2 сержанта Винокурова. По докладам экипажей Ил-2 Винокурова был подбит истребителями противника в районе населенного пункта Березовка. Горящий самолет отважный советский летчик направил на вражеский ДЗОТ. Самолет при ударе о землю взорвался.5 Так героически оборвалась жизнь Ивана Леонтьевича. Отметим, что по данным безвозвратных потерь личного состава, самолет Винокурова упал в районе населенного пункта Березово, а не Березовка, как это записано в журнале боевых действий полка.6 Впрочем, штабные писари могли допустить ошибку. Тем не менее, спустя десятилетия появилась возможность проследить короткий, но от этого не менее яркий путь нашего земляка, и рассказать о судьбе летчика.

Автор: Ромашков Ю.В. , научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея

Примечания:

1 ЦАМО. Ф. 311. Оп. 0004495. Д. 0046. Л. 57. Оперативная сводка 1-го Штурмового авиакорпуса за 8 декабря 1942 г. // https://pamyat-naroda.ru

2 Там же. Л. 57.

3 ЦАМО. Ф. 311. Оп. 0004495. Д.0046. Оперативная сводка 1-го Штурмового авиакорпуса за 12 декабря 1942 г. // https://pamyat-naroda.ru

4 Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists.

5 ЦАМО. Ф. 20048. Оп. 1. Д.10. Л. 64. Журнал боевых действий 292-й штурмовой авиадивизии за 1942 – 1943 гг. // https://pamyat-naroda.ru

6 ЦАМО. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 1118. Л.3. // pamyat-naroda.ru