Изъятие церковных ценностей 100 лет спустя

11 марта 2022

Началом и поводом к изъятию церковных ценностей послужил разразившийся на территории Поволжья и Южного Урала страшный голод, вызванный разрушительной Гражданской войной и той разрухой, которую война оставила после себя, опустошив хлебные запасы страны. Первыми, кто откликнулся помочь голодающим (по официальным данным голодающими признавались 35 губерний), были зарубежные организации, а также сама Русская православная церковь.

Православная Церковь, обращаясь с призывом о помощи к другим христианским церквям, призывала прихожан к пожертвованиям. Создавалась система церковных организаций по всей стране для сбора денежных и вещественных пожертвований со своим центральным комитетом, координирующим деятельность комитетов по епархиям. Центральный комитет взял под свой контроль патриарх Тихон.

Со стороны властей в июле 1921 г. при ВЦИК был создан центральный государственный орган для помощи голодающим – Центральная комиссия помощи голодающим, так называемый «Помгол». При схожих целях созданных комитетов сотрудничества между ними не произошло, против него высказались видные партийные деятели. Противоположную точку зрения имел М.И. Калинин. Во многом благодаря его усилиям церкви было дано официальное разрешение на проведение запрещенной еще в 1918 г. специальной инструкцией благотворительной деятельности. Тем не менее, к февралю 1922 г. усилиями церкви было собрано порядка 9 млн. руб. без учета ювелирных изделий и драгоценных металлов.

27 декабря 1921 г. появился декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», который положил начало созданию законодательной базы для изъятия церковных ценностей. В нем отмечалось, что в церквях и монастырях находятся колоссальные ценности «как историко-художественного, так и чисто материального значения». Все ценное церковное имущество было распределено по трем категориям: «имущество, имеющее историко-художественное значение» (подлежало исключительному ведению Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения РСФСР), «имущество материальной ценности» (должно было выделяться в Государственное хранилище ценностей РСФСР) и «имущество обиходного характера» (оставалось в церквях и монастырях).

2 января 1922 г. на заседании ВЦИК было принято постановление «О ликвидации церковного имущества», которое затем стало основой для декрета «Об изъятии церковных ценностей» от 26 февраля 1922 г. Проведение данного декрета в жизнь проходило вместе с мощным пропагандистским сопровождением.

Ответом на декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей в пользу голодающих» от 23 февраля становится воззвание патриарха Тихона, в котором он называет церковные предметы ценностями общекультурного значения, подчеркивая всю важность их сохранения, при этом предлагая отдать предметы, не используемые в богослужении, например, украшения и подвески. Однако компромисса с властью не могло сложиться, судьба церковных ценностей уже была решена.

Изъятие ценностей, их продажа и переплавка не оказали существенного влияния на сглаживание последствий голода, но нанесли страшный и непоправимый урон. Погибли, оставшись без внимания, шедевры мирового значения.

По данным, поступившим в Политбюро к 1 ноября 1922 г., отмечалось, что по стране было изъято всего ценностей: золота ‒ 553 кг 66 г, серебра ‒ 393 т 80 кг 29 г, бриллиантов ‒ 35 670 штук, прочих драгоценных камней ‒ 71 762 штуки, жемчуга ‒ 242 кг 44 г, золотой монеты ‒ 3 115 руб., серебряной монеты ‒ 19 155 руб., различных драгоценных вещей ‒ 864 кг 6 г. Общая стоимость изъятого (не включившая стоимость 964 «антикварных вещей») оценена в 46 50810 руб. 67 коп. (в золотых рублях).

После принятия декрета об изъятии церковных ценностей 10 марта 1922 г. Политбюро ЦК приняло решение о создании центральной комиссии по изъятию церковных ценностей (КИЦЦ).

Процесс изъятия церковных ценностей в Енисейской губернии, можно разделить на три этапа.

  1. Подготовительно-агитационный (10.03 – 26.04).
  2. Период активного изъятия (28.04 – 19.06).
  3. Прием ценностей в финотдел и высылка в Москву (06.1922 – 02.1923).

Как это проходило в Енисейской губернии, можно подробно познакомиться в монографии «Государство, религия и культурное наследие Енисейской губернии в 1920–1923 гг.» / Бобрик И.Е., Вдовин А.С., Пшегорский И.С. Красноярск, 2016. 252 с.

Автор: А.С. Вдовин, научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея