Проект «Живая память». «Станки стояли прямо на снегу…». Из воспоминаний строителя «Сибтяжмаша» Николая Николаевича Каминского. Часть 4

25 апреля 2016

Красноярский краевой краеведческий музей продолжает публикацию воспоминаний Н.Н. Каминского (1904 – 1984), одного из руководителей строительства завода «Сибтяжмаш», впоследствии депутата и первого заместителя председателя Красноярского горисполкома.

Ранее запись воспоминаний Н.Н. Каминского, сделанная в 1977 году с его слов, об эвакуации «Красного Профинтерна и строительстве «Сибтяжмаша» была опубликована Александром Щербаковым. Эта публикация доступна в Интернете (см список источников и литературы).

Кроме того, Николай Николаевич сам написал книгу «Мы – сибтяжмашевцы», где подробно осветил раннюю историю завода. Поэтому мы постарались, с одной стороны, сохранить единство рассказа, а с другой – минимизировать повторы того, что ранее было опубликовано, сосредоточившись на новой для читателей информации.

«Красный Профинтерн» стал первым предприятием, прибывшим в эвакуацию в Красноярск, первые эшелоны с оборудованием и специалистами прибыли на станцию Злобино 4 августа 1941 года. Всего из 25 000 работников «Красного Профинтерна» в Красноярск прибыло 3 970 человек.

«Голое поле, пустырь. Четыре барака, совхозная конюшня у маленькой деревянной станции Злобино близ Красноярска и наступающая суровая сибирская зима встретили нас. Тысячи людей были размещены тогда в вагонах, палатках, на квартирах у красноярцев и в окрестных деревнях и селах. Потеснились красноярцы и душевно приняли эвакуированных. Получил и я комнатку в поселке Гидролизного завода, вдали от строительной площадки. Ездил, как и все, на так называемой «матане», это был рабочий поезд, состоящий почти весь из товарных вагонов со скамьями для пассажиров. Поезд ходил от РайТЭЦ по железной дороге, уложенной по теперешнему проспекту «Красноярский Рабочий», дальше существующего сейчас вокзала Злобино к концу Первомайского поселка. Было трудно с продовольствием. Отсутствовали транспортные средства. Все личное имущество было брошено в Бежице… Своими силами строили подъездные железнодорожные пути. Шла круглосуточная разгрузка, вручную, многотонного оборудования, на правом пустынном берегу Енисея, близ будущей заводской территории. Известно, любая стройка начинается с земляных работ. Не взирая на специальность и возраст – старики, женщины и даже дети взялись за лопаты, ломы и кайла. Многие тысячи кубометров земли было поднято вручную. Когда надо было, делались плотниками, каменщиками, бетонщиками, печниками и кровельщиками. Не было воды, вручную копали на поселке колодцы…

На том месте, где стоит сейчас дворец культуры завода «Сибтяжмаш» и зеленеет большой парк, деревообделочники своими руками очень быстро построили два деревянных корпуса и дизельную электростанцию. На открытом воздухе смонтировали и пустили деревообделочные станки и лесопильную раму…

К нашему счастью, Красноярск был городом лесным, с четырьмя лесопильными заводами. Огромную помощь нам оказывали лесники и речники Енисейского пароходства… Лес барками и эшелонами пошел на стройку. Из него в деревообделочном цехе изготовлялись детали бараков: стойки, стеновые, половые и крышные щиты, стропила, балки, окна и двери. На площадке они собирались. Автомобилей у нас не было. Все ушли на фронт. Очень мало было лошадей. А перевозить приходилось тысячи кубометров и тонн различных грузов. Как? Выход и здесь был найден. От станции Злобино, прямо во двор деревообделочного цеха уложили железнодорожные пути, по которым в заводских вагонах подавались все грузы. От станков к местам строительства проложили узкоколейки. Сделали вагонетки. Создали специальный транспортные бригады. Они грузили и вручную развозили грузы к строительным площадкам.

Да, было тяжело, очень тяжело, но другого выхода не было. Зато в срок построили бараки. Тем же методом, в дальнейшем, строились брусковые двухэтажные дома с индивидуальными двухкомнатными квартирами. Радостно справлялось первое новоселье. В начале дружно селились по две семьи в одной комнате. Потом был построен каркасно-засыпной клуб и столовая, которая в честь строителей, эвакуированных из Харькова, всеми называлась «Харьковской», в отличие от столовых, появившихся позже. Дали в поселок энергию для электроосвещения бараков от временной заводской электростанции. Выбросили «коптилки» и лампы. В дальнейшем построили каркасно-засыпные детский сад, магазин, помещение и гараж для пожарной охраны и пионерский лагерь на реке Базаиха. В одном из домов начал работать эвакуированный из Бежицы машиностроительный техникум…

Однажды подоспела встреченная всеобщим ликованием помощь. Из братской Монголии получили сотню диких степных лошадей. Маленькие невзрачные на вид, но очень выносливые и злые. «Освоение» их было крайне мучительным. А тут еще на конном дворе работали преимущественно женщины и ребятишки… Становиться в упряжку дикие «монголки» никак не хотели. К тому же их многие просто боялись. Идут дни, а на лошадях не возят, они стоят и зря едят сено. Многие потеряли уверенность в успехе. Дрогнули сердца. Начали поступать настойчивые предложения прекратить мучить людей. Пустить «монголок» на мясо. С питанием ведь было тяжело. Я не сдался. Потребовалась целая система настойчивой дрессировки, которую упорно и умело осуществил И.И. Глухов, один из старейших снабженцев завода. Зато как выручили нас «монголки», освободив людей от физически и особенно морально тяжелого труда по перевозке грузов вручную.

Не ожидая окончания строительства первых цехов, в мастерских ФЗО на проспекте Мира сразу же было организовано производство ручных гранат. В совхозной конюшне смонтировали станки и начали изготовлять ручные минометы. Огромнейшим торжеством был день испытания на полигоне первых минометов. Казалось, что мы сами из них бьем по фашистам. К маю 1942 года были готовы первые производственные цеха. Одновременно со строительством монтировались и пускались зимой 1941- 1942 года станки. Около них для обогрева ставились железные жаровни.

О суровых заводских буднях того времени замечательный красноярский поэт Игнатий Рождественский очень выразительно написал:

Станки стояли прямо на снегу,

К морозной стали руки примерзали,

И задыхалась вьюга на бегу,

И в белых вихрях затерялись дали.

Еще не возводили корпуса

И котлованы только намечали,

Но мы творили, нет, не чудеса…

Мы просто фронту честно помогали.

Как это правильно. Нет, мы конечно не творили чудеса, мы только честно, как и весь советский народ помогали фронту. Там лилась рекой кровь наших отцов, братьев и сыновей. Ценой их жизни приобреталась победа. А в тылу, все мы, отдавали буквально все, чтобы меньшей ценой добиться этой победы».

Публикацию подготовил
и.о. заместителя директора по научной работе И.А.Черкасов