Проект «Живая память». «Работы на стройке велись круглосуточно». Из воспоминаний строителя «Сибтяжмаша» Николая Николаевича Каминского. Часть 5

4 мая 2016

Красноярский краевой краеведческий музей продолжает публикацию воспоминаний Н.Н. Каминского (1904 – 1984), одного из руководителей строительства завода «Сибтяжмаш», впоследствии депутата и первого заместителя председателя Красноярского горисполкома, почётного гражданина г. Красноярска.

Ранее мы опубликовали рассказы Николая Николаевича о его юности, работе на заводе «Красный Профинтерн» в Бежице, эвакуации «Красного Профинтерна» в Красноярск в 1941 году и начале работы завода на новом месте (позднее этот появившийся в Красноярске завод получит название «Сибтяжмаш»). Н.Н. Каминский был назначен заместителем главного инженера завода. В 1942 году стал заместителем директора завода по строительству и начальником управления капитального строительства. Именно он нёс основной груз ответственности за строительные работы в Красноярске.

При публикации сохранены авторская орфография и пунктуация.

«Дела пошли куда лучше и веселей, когда к нам прибыла солидная подмога, большой коллектив эвакуированного из г. Харькова строительного треста №26. В свое время этот многоопытный коллектив построил Харьковский транспортный завод. Наследником этого славного коллектива является сейчас трест «Красноярскпромхимстрой»…

Дружно, по фронтовому, заработали два коллектива… С чувством глубокого уважения вспоминаются наши «Главнокомандующие» опытные, талантливые и энергичные руководители: недавно умерший директор завода Н.С. Чумичев, главный инженер завода М.Н. Раздобаркин, управляющие трестом №26 сначала т. Алексеев, а потом, так же скончавшийся, В.А. Поликанов и главный инженер треста Вахер. Уполномоченным Государственного комитета Обороны по строительству завода являлся первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС Аверкий Борисович Аристов, недавно умерший на посту посла Советского Союза в Австрии. Постоянно присутствовал на всех совещаниях и крепко нам помогал заведующий строительным отделом Крайкома Партии, ныне ответственный работник Государственного комитета народного контроля И.В. Величкин…

Одновременно, в таких же тяжелых условиях военного времени, в Красноярске рождался комбайновый завод. Была введена в действие первая турбина районной ТЭЦ. Пуск первой печи на цементном заводе избавил нас от сложной и тяжелой необходимости завозить цемент своими вагонами и паровозами из Спасска на дальнем востоке.

Следует сказать, что коллективы многих действующих и строящихся тогда предприятий всегда оказывали друг другу взаимную помощь и выручку. Особенно хочется отметить славный орденоносный коллектив паровозо-вагоноремонтного завода.

Пока шло строительство своих цехов, наши вагоностроители на железнодорожных путях ПВРЗ смонтировали походную артиллерийскую мастерскую – поезд из шестнадцати вагонов с собственной электростанцией. В 1942 году мастерская ушла на фронт…

В конце 1942 года завод получил особое задание – незамедлительно организовать производство боеголовок для реактивных снарядов «Катюш». Чертежи их доставил на своем самолете прославленный летчик, герой Советского Союза М.М. Громов. Даже этим, как бы подчеркивалась особая важность этого задания. Организация поточной линии для сварки головок «Катюш» была успешно решена группой специалистов под руководством талантливого инженера Г.С. ЯКОВЧИКА. Он позднее работал со мной, был главным инженеров в управлении капитального строительства. Сейчас работает в Министерстве в Москве.

Благодаря самоотверженному труду всех строителей и производственников, особенно таких передовых людей как экскаваторщики ЗИГУЛЯ, ПИВОВАРОВ и ПОЛИКАРПОВ, бетонщик ЛЕВКОПУЛОС, каменьщики ВОДОПЬЯНОВ и ТИМЧЕНКО, слесари сборщики Антонов и ПЛЕССКИЙ и многих других цеха заводов сооружались в рекордно короткие сроки. Так котельный цех площадью почти в девять тысяч квадратных метров был построен за 50 дней.

Железобетонные колонны паровозо-механосборочного цеха пришлось делать зимой. Стояли 40 – 50-градусные морозы. Это грозило задержать строительство цеха. Инженер треста БЛАГЕРМАН нашел выход – он применил электропрогрев бетона. В то время это являлось большим новшеством в строительном производстве…

Вспоминается, как крепко мне доставалось за траншеи, которые не всегда вовремя засыпались. Однажды я сам был жестоко наказан за это. Помнится, одна из ночей. Сижу с товарищами над чертежами. Вдруг крики, шум. Все выбегаем из конторки. Кромешная темень, а впереди столб яркого пламени, дым и огромное зарево. Первая мысль – горит поселок. Водопровода еще нет. Бараки деревянные – каркасно-засыпные. Ужас обуял меня. Бегу и вдруг куда-то проваливаюсь. Оказался в узкой и глубокой траншее. Весь трагизм случившегося в том, что выбраться никак не могу. Гравий под ногами и руками осыпается. Кричу, никто не обращает внимания. К великому счастью, все закончилось только испугом, синяками и ссадинами. Пламя быстро угасло. Оказалось, что сгорел столбовой электротрансформатор. Товарищи возвращаются. С прибаутками и смехом вытаскивают меня, главного строителя, из траншеи. С тех пор на всю жизнь я стал лютым врагом незасыпанных траншей.

Попало однажды за озеленение. С критикой обрушилась на меня заводская стенная газета за то, что сажали «оглобли». Так именно и было сказано. Однако этот опыт, проведенный по совету старых красноярцев, оказался удачным. Сейчас все видят, какие могучие тополя разрослись из «оглобель» вдоль улицы академика Павлова, идущей через жилые кварталы к заводской проходной.

Шаг за шагом пустынное поле у станции Злобино обрастало производственными корпусами и жильем. Одновременно для улучшения питания были организованы свои подсобные хозяйства в Балае и на Мане. Создавались огородные коллективы, рыболовецкие бригады. Семьями выезжали в колхозы. Оказывали им трудовую помощь. Питались там и зарабатывали продукты для товарищей, работающих на заводе и строительстве.

Работы на стройке велись круглосуточно. У основных руководителей рабочий день начинался с 7 часов утра, продолжался до четырех часов дня. Затем до 7 часов вечера был перерыв на обед и отдых. После этого вновь приступили к работе и заканчивали в 2 – 3 часа ночи. Но и такой режим подчас нарушался в сторону увеличения рабочего времени. И так каждый день без выходных и праздников…

Никогда не забываемыми торжествами строителей и заводчан были первые плавки чугуна и стали, получение стального проката. В мае 1943 года…раздался зычный гудок первого магистрального паровоза серии СО (Серго Орджоникидзе), рожденного на Красноярской земле…

В историю Отечественной войны вошел паровоз с номером СО-17-1613. Принимать его приехал с фронта герой социалистического труда машинист Алексей Смирнов… На «груди» паровоза была сделана надпись «Вперед на запад!» и пошел наш паровоз в Восточную Пруссию, где шли тогда кровопролитные наступательные бои. Не раз паровоз героя машиниста Смирнова попадал в тяжелые переделки. Но живучий «Сибирячок», как его называли, известный всему фронту, двигался с наступающими частями Красной армии…»

Паровоз этот дошёл до Берлина, потом работал на прибалтийской железной дороге, а потом был поставлен на вечную стоянку в Днепропетровске на родине машиниста А.Г. Смирнова. Много трудовых подвигов совершили работники завода в годы Великой Отечественной войны: сборка мостовых кранов без специальных подъемных механизмов, выпуск минометов, первый из которых появился на свет уже 25 декабря 1941 года. Детали 68 наименований были выточены токарем Дмитрием Родионовичем Сериковым. Ствол миномета он вытачивал, не отходя от станка, трое суток… Ранняя история «Сибтяжмаша» полна удивительных вещей, ей посвящены книги и статьи. А мы заканчиваем нашу публикацию фрагментов мемуаров Николая Николаевича Каминского воспоминаниями о событиях последних лет войны:

«До окончания войны было еще далеко. Но уже 21 августа 1943 года вышло постановление Партии и Правительства «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации». Из Красноярска в Бежицу двинулись эшелоны с оборудованием. Получила указание вернуться на родину восстанавливать разрушенный завод некоторая часть рабочих и инженерно-технических работников. Вновь проводы, но уже другие. Не лились слезы, звучал смех, гремел оркестр. Часть старого «Красного Профинтерна» возвращалась домой, оставляя на берегах Енисея своего еще очень молодого, но быстро растущего, набирающего силы – сына, в недалеком будущем – орденоносный «Сибтяжмаш».

В 1943 году мне было оказано величайшее доверие. Меня рекомендовали и приняли кандидатом в ВКП (б), а с января 1945 года я стал членом партии…

Ночью 9 мая 1945 года в Красноярск пришла долгожданная весть о великой победе нашего народа. Невозможно описать всеобщего ликования. Грандиозный митинг. Музыка, пляски, объятия и поцелуи даже среди тех, кто до этого совершенно не знал друг друга…

11 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом наградил завод орденом Трудового Красного Знамени.

162 наиболее отличившихся рабочих, инженеров, техников и служащих были награждены орденами и медалями.

Высокой правительственной наградой орденом Трудового Красного Знамени был удостоен я и многие мои товарищи по работе.

Такую же награду получил строительный трест №26 (ныне трест «Красноярскпромхимстрой») и большая группа строителей».

Публикацию подготовил
и.о. заместителя директора по научной работе И.А. Черкасов