К истории Ленд-лиза. Воспоминания Антона Элитеровича Рудко
В первый день вторжения фашистской Германии в Советский Союз британский премьер-министр Уинстон Черчиль выступил по радио с политическим заявлением: «…Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером – наши враги… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу такую помощь, какую только сможем». Подобное высказывание сделал 24 июня 1941 года президент США Франклин Рузвельт: «Конечно же, мы собираемся оказать России всю возможную помощь».
12 июля Великобритания и Советский Союз подписали договор о совместных действиях в войне против Германии, что стало началом создания антигитлеровской коалиции. К концу IIмировой войны в коалицию уже входили 53 государства. Главными участниками ее были СССР, США, Великобритания.
Важнейшим результатом сотрудничества государств с различным политическим строем во имя победы над врагом стали поставки вооружения, продовольствия, стратегического сырья, материалов медицинского назначения в Советский Союз по ленд-лизу и открытие второго фронта.
Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года из Великобритании. 1 октября 1941 года в Москве был подписан первый совестко-англо-американский протокол о поставках на период с 1 октября 1941 года по 1 июля 1942 года.
Официальное соглашение между СССР и США о ленд-лизе (беспроцентный заем с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны) было подписано 11 июня 1942 года. Прекращены поставки были в сентябре 1945 года. Следует отметить, что ленд-лиз не был безвозмездным. Согласно договору те полученные материалы, которые были уничтожены, утрачены, потреблены во время войны, оплате не подлежали. А оставшиеся в сохранности должны были быть оплачены полностью или частично, на основе долгосрочных кредитов или возвращены. Кроме того в ходе войны существовал «обратный ленд-лиз». Из СССР с целью погашения долга в США отправлялись золото, платина, марганцевая и хромовые руды, лес, пушнина, рыба элитных видов, красная икра и др.
После окончания войны значительную часть оружия и боевой техники СССР вернул обратно. Однако взамен получил счет на сумму в 1 миллиард 300 миллионов долларов. Сталинотверг эти требования, заявив: «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В 1972 году переговоры о погашении долгов по ленд-лизу возобновились, и было принято решение о выплате Советским Союзом722 миллионов долларов. Было выплачено 48 миллионов. Затем выплаты были приостановлены. В июне 1990 года в результате переговоров между руководителями США и СССР было решено вернуть Америке за ленд-лизовские поставки оставшиеся 674 миллиона долларов до 2030 года. После распада СССР долг был переоформлен на Россию.
Ленд-лизовская помощь поступала по нескольким маршрутам – через Северную Атлантику (маршрут наиболее короткий, но самый опасный), через Атлантический и Индийский океаны, Персидский залив и Иран (самый долгий маршрут), через Тихий океан (маршрут наименее опасный), через Черное море и Советскую Арктику.
Почти половина всех поставок следовала по тихоокеанскому маршруту. Из США во Владивосток и Петропавловск-Камчатский шли одиночные грузовые суда (большей частью американские типа «Либерти») под советским флагом и только с советскими экипажами. Доставлялись грузы мирного назначения. Гораздо меньший объем поставок совершался по черноморскому и арктическому маршрутам (3,9 и 2,5 процента соответственно).
Что касается вопроса об объеме и значении военно-технической помощи союзников, то конечно следует сказать, что 70 процентов ее было оказано в 1943-1945 гг., после перелома в ходе войны, но политическое и моральное значение ее переоценить трудно.
Тема ленд-лиза в долгие годы холодной войны и идеологического противостояния освещалась очень мало. В военной коллекции КККМ того времени материалы по данной теме тоже отсутствовали. Возможность более широко и объективно исследовать данный вопрос появилась в 1990-е годы. В фондах музея начала складываться коллекция материалов по нему, в большей части по авиационному ленд-лизу (Красноярск был конечным пунктом секретной авиатрассы АлСиб, по которой из США в Советский Союз перегонялись самолеты).
Воспоминания Антона Элитеровича Рудко, участника перевозки ленд-лизовских грузов в годы войны по Тихоокеанскому и Арктическому маршрутам, переданные им в музей в 1993 году, в этой связи представляют определенный интерес.
«Я родился в 1920 году в д. Богатово Большеулуйского района. Закончил 5 классов, работал в колхозе.
В 1937 году приехал в Ачинск и устроился на работу в мебельную промартель «Ударник» учеником столяра. Жил на квартире при мастерской, на Майской площади.
В 1940 году призвали в армию, сначала на Тихоокеанский, потом на Северный флот. 22 июня 1941 года я был во Владивостоке. Помню, как внезапно прервали музыку на танцплощадке и объявили о начале войны. В 1942 году нас отправили в США. На американском судне – Либерти «Александр Суворов» 20 суток плыли мы до Сан-Франциско. Взяли груз, пошли через Севморпуть в Архангельск, из Архангельска в Мурманск, из Мурманска в Нью-Йорк. Из Мурманска везли хромо-никелевую руду, из США – паровозы, продтовары, армейское имущество. Нам нижним чинам не разрешалось вникать в то, какие перевозим грузы. Чаще всего они были тщательно упакованы. На судне я был матросом, комендором-зенитчиком. В мою обязанность входили наблюдение за горизонтом, оборона судна от противника. На «Александре Суворове» стояли американские зенитные пушки «Эрлеконы», предназначенные для сбивания вражеских самолетов. На 8-часовую вахту матросы вставали в пять утра. На судне была гражданская команда, человек 50. Человек 25 было нас, военных. Отношения между штатскими и военными были нормальными, товарищескими. От Филадельфии до Мурманска шли 17-20 суток. В американских портах разрешалось сходить на берег часа на 4 в гражданской одежде. Ходили в кино за 50 центов, в музеи (в Сан-Франциско и Портланде). Часто приходилось общаться с русскими эмигрантами. Они очень тосковали по Родине. Разумеется, эти наши общения не поощрялись начальством.
Наш конвой ходил до 1946 года. А с 46 по 47 мы на американском корабле «Большой охотник» (видимо, тип судна) курсировали вокруг камчатки. В мае 1947, после демобилизации, вернулся в артель «Ударник». До 1991 года проработал на мебельной фабрике. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени... А.Э. Рудко».
Г.А. Чиханчина,
заведующая сектором отдела истории КККМ